Около 30 процентов стоимости квартиры составляют взятки, которые застройщики платят чиновникам
На
сегодняшний день
строительная отрасль
демонстрирует
устойчивый рост. Так,
по данным Росстата, в
первом полугодии 2007
года объем
строительства в стране
по сравнению с
аналогичным периодом
прошлого года
увеличился на 25,5
процента и составил
1189,3 миллиарда рублей.
Может сложиться
впечатление, что дела в
этом секторе экономики,
как нигде,
благоприятны. Однако и
по количеству проблем
строительной отрасли
трудно найти "конкурентов".
"Одно
окно" для всех
чиновников
Трудности
начинаются отнюдь не
на стройплощадке, а еще
на этапе запуска
проекта. По словам
президента
Российского союза
строителей Виктора
Забелина,
поступательное
развитие отрасли уже
затормозилось по ряду
причин. Одна из
важнейших - сроки
согласования. "К
примеру, на 100квартирный
жилой дом необходимо
получить от 170 до 180
согласований", -
отмечает специалист. В
итоге весь процесс
согласования занимает
в среднем около года.
Иначе говоря, порой
возвести здание можно
быстрее, чем подписать
необходимые документы.
На
практике это приводит
не только к увеличению
сроков сдачи объекта,
но и к росту стоимости
недвижимости. Ведь
сегодня, как отмечает
вице-президент
национального фонда
развития рынка
недвижимости и
оценочной
деятельности Владимир
Герасименко, около 30
процентов от стоимости
квартиры составляют
взятки, которые
застройщики платят за
ускорение оформления
документов.
Изменить
ситуацию способно
создание системы "одного
окна". В этом случае
строители могли бы
получить сразу все
необходимые
разрешения. Уже в
начале этого года
заместитель министра
регионального
развития РФ Юрий
Тыртышов представил
проект, который
позволит упростить
процесс прохождения
экспертиз при
строительстве
объектов. Согласно
документу все
согласования будут
проводиться в одном
органе. Сейчас же, по
данным Ассоциации
строителей России (АСР),
компании вынуждены
проходить по 13
экспертиз и собирать
около 180 подписей.
"Прозрачные"
финансы
Безусловно,
многие проблемы в
строительной отрасли
связаны не только с
бюрократией, но и с
внутренними причинами.
О том, что у
большинства компаний
есть неиспользованный
резерв для снижения
сроков сдачи и
стоимости зданий,
свидетельствуют
результаты
исследования "Автоматизация
в управлении бизнес-процессами
в строительстве",
которое провели
аналитики АСР.
Проанализировав
деятельность более 50
компаний - лидеров
отрасли, эксперты
пришли к выводу: лишь в
12 процентах
организаций
регламентированы
более 80 процентов
бизнес-процессов, в 63
процентах
регламентированы лишь
30-50 процентов. Иначе
говоря, лишь в 12
процентах
строительных компаний
"бумаги"
находятся в порядке, и
то на 80 процентов. А в
большинстве других
фирм имеются широкие
возможности для
нерационального
распоряжения
денежными и иными
средствами.
Генеральный директор
девелоперской
компании "Альянс
Континенталь"
Алексей Чаленко
подчеркивает, что на
Западе сегодня
наблюдается огромный
интерес к российской
строительной
индустрии.
Останавливает
инвесторов именно
низкая финансовая
прозрачность рынка.
Улучшить ситуацию в
этой сфере - в
интересах самих же
строительных компаний.
Основной показатель
финансовой
прозрачности -
формирование
отчетности по
международным
стандартам. В
настоящее время, по
данным экспертов АСР,
таким образом работают
лишь 6 процентов
опрошенных
строительных компаний.
Где
искать кадры?
Еще
одна важная проблема
данного сегмента
экономики - это дефицит
кадров. Светлана
Рычкова, консультант
кадрового агентства
"ЮНИТИ-СЭТ",
отмечает: "По нашим
наблюдениям, сегодня
на рынке труда
востребованы сметчики,
прорабы, конструкторы,
архитекторы,
проектировщики,
специалисты по
согласованию и т.д."
По
мнению Светланы
Рычковой, для многих
соискателей
мотивирующим фактором,
наравне с достойным
компенсационным
пакетом, является
перспектива
профессионального
роста в компании,
например, возможность
повышения
квалификации и
посещения языковых
курсов.
В
целом, по прогнозам
рекрутеров,
напряженная кадровая
ситуация в
строительной сфере
сохранится еще долго.
Сейчас потребность
рынка жилья намного
превышает возможности
отрасли. Так, по словам
первого вице-премьера
Дмитрия Медведева, к 2010
году в России должно
быть введено в
эксплуатацию более 80
миллионов квадратных
метров. Кроме того,
реализация программы
"Доступное жилье"
повлечет за собой
спрос на
квалифицированный
персонал не только в
Москве, но и в регионах
России.
"Одно
из последствий кризиса
строительной отрасли
90-х годов - это то, что в
настоящее время
значительная часть
профессионалов уже не
молодые люди. Поэтому
необходимо
стимулировать приток
молодежи в отрасль и
дать ей возможность
перенимать опыт у
старшего поколения.
При разумном подходе и
заинтересованности
работодателей
потенциала российской
молодежи достаточно
для обеспечения рынка
квалифицированными
кадрами", -
подчеркивает
консультант "ЮНИТИ-СЭТ".
Не
"отключайте"
стройку
Острота
кадрового вопроса
сопоставима по уровню
сложности с
накопившимися за
долгие годы
инфраструктурными
проблемами. Ставшая
уже легендарной тема
"плохих дорог" и
железнодорожных
сообщений актуальна и
в строительной сфере.
Так, совладелец
международной группы
КНАУФ Николаус Кнауф
обращает внимание на
такую проблему, как
отсутствие
достаточного
количества вагонов и
локомотивов у "Российских
железных дорог": "С
1993 года из оборота РЖД
изъята одна треть
вагонов, поэтому
необходимо строить
новые заводы по
производству вагонов и
локомотивов".
Кроме
того, по словам
Николауса Кнауфа, "российской
промышленности для ее
развития в будущем
необходимо больше
энергоносителей -
неважно, будет это газ
или электроэнергия.
Здесь не обойтись без
строительства новых
электростанций".
В
целом, можно говорить,
что в стоимости
будущего "квадратного
метра" заложены
издержки не столько на
само возведение
объекта, сколько на
создание
инфраструктуры. По
словам руководителя
Федерального
агентства по
строительству и
жилищно-коммунальному
хозяйству Сергея
Круглика, выходом из
этой ситуации могло бы
стать разграничение
затрат. "Мы убеждены,
что уровень бюджетной
системы (субъекты
Федерации,
муниципальные
образования. - Ред.)
должен нести
ответственность за
строительство своих
объектов, а инвестор и
застройщик лишь
непосредственно за
возводимое жилье. В
этом случае покупатель
будет платить именно
за квартиру, а не за всю
сопутствующую
инфраструктуру, а
также появится
возможность адекватно
оценить уровень
реальных затрат и
заявляемой цены", -
отмечает Сергей
Круглик.