На российском рынке автокредитования появляются новые игроки - банки автомобильных концернов.
Первым лицензию на осуществление банковской деятельности получил Тойота Банк, который начнет работу уже осенью. Зимой на рынок рассчитывает выйти BMW банк, о таких же планах заявила DaimlerChrysler.
По данным агентства "Рус-Рейтинг",
общий объем портфеля автокредитов
к началу этого года
составил примерно 245 млрд
рублей. Старший аналитик
"Рус-Рейтинг" Виктория
Белозерова оценивает
доходность от автокредитования
приблизительно в 30% (комиссии
и проценты по кредиту).
При этом уровень
просроченной
задолженности варьируется
в пределах 0,6-5,1%, что
значительно меньше, чем
просрочка по экспресс-кредитам
и краткосрочным
потребкредитам. За этим
лакомым куском в прошлом
году охотились уже
специализировавшиеся на
рознице банки (они
увеличивали объемы
портфелей автокредитов
в разы) и "новички",
ранее не занимавшиеся
розницей, которые в
совокупности захватили, по
разным оценкам, 10-20% рынка.
Руководитель банковского
маркетинга и коммуникаций
"ИМА-консалтинг"
Дмитрий Афонин ожидает
жесткую конкурентную
борьбу за заемщиков: "Выход
банков автопроизводителей
будет серьезным испытанием
для присутствующих на
рынке российских и
иностранных банков и может
значительно снизить темпы
роста их портфелей по автокредитованию".
Не так категоричен
заместитель председателя
правления банка "Авангард"
Валерий Торохов: "Можно
ожидать уменьшения объемов
кредитования у банков,
которые либо уже имеют
договоренности с дилерами
автопроизводителей, либо
участвуют в совместных
программах льготного
кредитования, - говорит
эксперт. - Банки, не
делающие ставку на работу с
отдельными
автопроизводителями и
салонами, вряд ли
почувствуют выход на рынок автокредитования
еще одного или нескольких
финансовых институтов".
Если тенденция по
организации собственных
банков распространится на
популярных в России
производителей иномарок (Ford,
Mitsubishi, Renault, Daewoo), то
уменьшение доли рынка у
лидеров окажется
неизбежным. Так, например,
сегодня автозаемщиков
привлекает программа Ford со
ставкой 2,9-4,9%, по которой
работают сразу шесть
крупных банков в Москве и
регионах. Если Ford откроет
аналогичный европейскому
банк, который стимулирует
продажи Ford, Jaguar, Land Rover, Mazda и
Volvo, это может существенно
отразиться на объеме
кредитных портфелей
универсальных банков. В
российском
представительстве Ford
перспективу создания
собственного банка
комментировать отказались.
Схема работы автобанков
будет аналогична
сегодняшним
спецпредложениям
автопроизводителей,
направленным на то, чтобы
поднять популярность
отдельных моделей: ставку
по кредиту ниже рыночной
компенсируют жесткие
условия договора (первоначальный
взнос 30-50% против 0-10% в
случае, когда кредит
предоставлен обычным
банком). Таким образом, если
рассчитать стоимость
кредита на покупку базовой
модели Ford Focus ($18 тыс.) при
первоначальном взносе 50% и
ставке в 4,9%, переплата за
три года составляет около
$700, а в обычном банке (процентная
ставка 9% плюс комиссия $150) -
примерно $1300.
Но при кредитовании у
автопроизводителя
встречается еще один
подводный камень:
автобанки будут
располагаться в основном в
местах продаж, которых,
конечно, гораздо меньше,
чем розничных отделений
банков. Значит, клиенту
придется каждый месяц
выкраивать хотя бы пару
часов, чтобы внести
очередной платеж. "У
таких банков возникнут
серьезные проблемы с
инфраструктурой и
обслуживанием клиентов, -
говорит Валерий Торохов. -
Ведь универсальные банки,
обслуживающие автокредиты,
имеют широкие сети офисов,
что позволяет клиентам
погашать кредиты в удобное
время и в удобном месте".
Так или иначе, появление
автобанков окажет
положительное влияние на
рынок. "Чем больше
игроков, тем выше
прозрачность, понятность
перспектив рынка как
инвесторам, так и самим
банкам, - говорит Виктория
Белозерова из "Рус-Рейтинга".
- Создается нормальная
конкурентная среда, то есть
будут улучшаться
предложения для заемщика".