Страница: 1/3
Сегодня становиться владельцами самолетов и пароходов можно и с помощью лизинга — выкладывать на их покупку собственные средства необязательно. Помочь растущим российским компаниям готовы многочисленные лизинговые компании.
Вдалекой Америке в лизинг можно взять
все, что угодно, — хоть автомобиль, хоть
коттедж с участком земли.
По сути, лизинг — это обычная аренда,
с той лишь разницей, что, выплатив
стоимость предмета лизинга, арендатор
может стать его владельцем. Именно
поэтому синонимом лизинга является
финансовая аренда, или аренда с
отсрочкой выкупа.
У нас этот финансовый инструмент пока
развит крайне слабо. Главный пробел — в
ограниченности числа пользователей.
Дело в том, что по российскому
законодательству лизинг доступен
только компаниям, то есть юрлицам,
гражданам пользоваться его
преимуществами запрещено.
Именно поэтому российский рынок
лизинга все еще слабоват. Пока основные
предметы лизинга — оборудование и
транспортные средства, в которых столь
заинтересованы отечественные
производители и торгово-сервисные
предприятия.
Привлекательных моментов у
финансовой аренды множество. С одной
стороны, процентная ставка при
лизинговых сделках, как правило, выше
ставки банковского кредита (на который
можно было бы приобрести это самое
оборудование), но с другой — клиент
получает возможность сэкономить. В
частности, на налоге на прибыль,
поскольку лизинговые платежи
относятся на себестоимость.
Кроме того, лизинг позволяет
использовать ускоренную амортизацию
объекта сделки, что быстро уменьшает
его стоимость. Да и вообще, лизинг —
удобная вещь для компаний, которые не
хотят держать на своем балансе разную
технику, это скашивает налог на
имущество.
Великий путь
К началу 2007 года объем рынка лизинга в
нашей стране вырос до первой серьезной
отметки в $10—12 млрд. (против $6,5 млрд.
годом ранее).
Львиная доля рынка — около $8 млрд. —
пришлась на так называемый
транспортный лизинг, где под понятием
транспорт подразумеваются
автомобильный, железнодорожный
транспорт, самолеты и морские суда.
Правда, как говорилось в известной
рекламе, «не все йогурты одинаково
полезны».
«Сегменты рынка транспортного
лизинга напоминают родственников,
можно сказать, братьев, каждый из
которых по каким-то причинам
развивается по своему «природному
графику», — смеется один из экспертов.
— Например, автолизинг и лизинг
железнодорожного транспорта
развиваются хорошо, в то время как
финансовая аренда морских или
авиасудов пока недоразвита». Образное
представление эксперта о российском
рынке транспортного лизинга
подтверждают и бесстрастные цифры.
Одним из наиболее динамично
развивающихся сегментов является
именно лизинг автотранспорта.
По данным рейтингового агентства «Эксперт
РА», его объем в 2006 году увеличится
более чем на 50%, составив около 95 млрд.
рублей, или $3,5 млрд.
В этом году цифры могут быть еще более
впечатляющими. По подсчетам
генерального директора лизинговой
компании «УралСиб» Елены Гущиной,
рынок вырастет еще примерно на 60%.
Но уже сегодня корпоративные
автопарки более чем на 30% состоят из
автомобилей, оформленных в лизинг. За
клиента на этом рынке всерьез
схватились более 400 игроков — как
универсальных, так и
специализирующихся именно на
автолизинге.
По оценкам экспертов,
специализированные компании, такие как
«Европлан», «Каркаде», «Атлант-М Лизинг»,
ЛК «КАМАЗ», «Скания лизинг», в
большинстве случаев предоставляют
примерно такие же условия, что и
универсальные игроки (среди которых
гиганты вроде «ВТБ-Лизинг» или ЛК «УралСиб»).
Но это касается лишь крупных клиентов:
из-за пары легковушек для мелкой
турфирмы лизинговые «универсалы»
надрываться не станут. «Если клиент для
нас привлекателен, мы можем ему
предложить условия ничуть не хуже, а во
многом даже лучше, чем
специализированные компании, —
признается «топ» одного из универсалов.
— А если он не слишком интересен, то,
естественно, на «эксклюзив» ему
рассчитывать не приходится».
Преимущество специализированных
компаний в их гибкости — некоторые
могут позволить себе финансировать
даже клиентов-новичков, хотя «гиганты»
не пойдут на это никогда.
Но конкуренция в этом сегменте все
более усиливается. «В результате
следует ожидать упрощения процедуры
оформления сделок, снижения требований
к лизингополучателям, улучшения
финансовых условий для клиентов», —
считает начальник управления
лизинговых операций компании «РМБ-ЛИЗИНГ»
Антон Кулешов.
Уже сейчас некоторые игроки снижают
требования по оценке
кредитоспособности клиента, внедряют
скоринговые модели, что в конечном
счете влияет на скорость проведения
сделок. Вместо недели, как раньше, на
рассмотрение заявки клиента уходит не
более трех дней.
Еще одна очевидная тенденция на рынке
автолизинга — развитие «лизинга с
полным набором услуг». Это означает,
что компании берут на себя не только
приобретение и доставку транспортного
средства клиенту, но и уплату всех
налогов, регистрацию ТС, страхование,
техническое обслуживание, замену
резины, текущий и капитальный ремонт
автомобиля, а также возможность смены
авто, если с ним что-нибудь случится.
Кстати, ужесточение конкуренции
касается сделок не только с легковыми
автомобилями, но и с грузовым
автотранспортом. Причем доля грузовых
авто в лизинге еще выше, нежели
легковых.
По подсчетам гендиректора Hansa Leasing
Виталия Ляскавки, примерно 70—90%
грузовиков у западных компаний (таких
как Volvo или Scania) покупается именно по
договору финансовой аренды.
А специалисты ЛК «КАМАЗ» уверены: в
ближайшие годы темпы роста рынка
лизинга грузовиков существенно
превзойдут темпы роста объемов продаж.
Хотя в абсолютных цифрах преимущество
пока на стороне последнего показателя.
«Продажи грузовых автомобилей массой
от 14 до 40 тонн вырастут к 2010 году не
менее чем на 48% по сравнению с 2006 годом,
до 137,5 тыс. машин, — считает
замгендиректора по продажам ЛК «КАМАЗ»
Олег Ершов. — А продажи в лизинг за тот
же период увеличатся в 2,5 раза! До 42,7 тыс.
машин». Но, несмотря на популярность
финансовой аренды, увеличению объема
портфелей игроков рынка, по словам
заместителя гендиректора компании «Финстройлизинг»
Олега Клепикова, препятствует дефицит
строительной, грузовой и спецтехники.
Встать на рельсы
Если по количеству сделок лидирует
лизинг автомобилей, то по абсолютным
суммам впереди планеты безусловно
лизинг железнодорожного транспорта.
Сегодня это самый крупный сегмент
рынка с объемом в $3,5—4 млрд. За прошлый
год рост составил порядка $2,3 млрд.
Однако железнодорожный лизинг растет
медленнее, чем другие сегменты рынка.
Виной тому ограниченные возможности
компаний—производителей подвижного
состава. Спрос на железнодорожные
полувагоны и цистерны велик («Природные
богатства нужно же на чем-то перевозить»,
— смеется один из руководителей
крупной лизинговой компании), а их
производство остается практически на
том же уровне, что и несколько лет назад.
«Если пару лет назад производили 52—54
тыс. вагонов в год, то сейчас 56 тыс. с
учетом украинских заводов», — уверяет
Ляскавка из Hansa Leasing.