Первопроходцы рынка автокредитования уступают дорогу новым агрессивным игрокам. В очередь за клиентами встают и автопроизводители — на прошлой неделе банковскую лицензию получил Toyota Bank.
Российский рынок автокредитования
растет ударными темпами. В 2002 году, согласно
исследованию Business Vision, по кредитным схемам
было продано около 70 тыс. автомобилей (объем
выданных кредитов оценивался в $650 млн), а в
2006-м в кредит было куплено уже около 750 тыс.
машин на $9 млрд.
Если тенденции сохранятся, то по итогам 2007
года россияне приобретут в долг уже каждый
второй автомобиль, обещают эксперты.
Руководитель блока «Автокредитование»
Альфа-банка Сергей Силантьев уверяет, что
рост на рынке автокредитов продолжится,
ведь отечественный автомобильный парк пока
далек от насыщения: в среднем в России на 1
тыс. человек приходится 200 автомобилей. Для
сравнения: в Европе — 400 машин на 1 тыс.
жителей, а в США — 750. Вдобавок значительную
долю у нас составляют автомобили старше
десяти лет — рано или поздно парк придется
обновлять. А значит, место для роста пока
есть.
Несмотря на это, уже сейчас рынок автокредитования
довольно концентрирован. Хотя редкий банк,
работающий на розничном рынке, обходится
без программ по автокредитованию. На
двадцатку крупнейших игроков в этом
сегменте, по данным начальника управления автокредитования
Русфинансбанка Евгения Новикова,
приходится около 77% всех выдаваемых займов (в
денежном выражении).
Автоэкспресс
ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ рынок автокредитования
в России начал формироваться после 2000 года,
когда на него стали выходить крупные
кредитные организации. «Уже тогда банки
принялись создавать свои точки продаж
непосредственно в автосалонах»,—
вспоминает Сергей Силантьев. В 2003-м, по
данным аналитического агентства «Автостат»,
объемы кредитования «выстрелили» на 146%, в
2004-м — на 125%. Вскоре банки наводнили салоны
автодилеров, ставшие для них тем же, чем
являются сети бытовой электроники или
крупные торговые центры для рынка экспресс-кредитования.
Последние, кстати, уже два года назад
начали задумываться о том, чтобы начать
выдачу автокредитов:
потребкредитование оказалось довольно
рискованным бизнесом, растущая просрочка
вызывала желание сбалансировать риски, и автокредитование
подходило для этого как нельзя лучше.
Правда, «потребкредиторы» вели себя на
автомобильном рынке так же бесцеремонно,
как и у себя «дома». Например, «Русский
стандарт», начавший активно продвигать автокредитование
в 2005 году, действовал по наработанной схеме,
предъявляя лояльные требования к клиентам (зачастую
не требуя даже справки о доходах), не
обязывая страховать автомобиль по каско, но
кредитуя по более высоким, чем в среднем на
рынке, ставкам. В итоге на конец 2006-го «Русский
стандарт» лидировал по количеству выданных
автокредитов: число заемщиков
приблизилось к 200 тыс.
Активизировались и другие участники
потребительского кредитования: буквально
ворвался в автомобильный сектор Альфа-банк,
увеличив в прошлом году кредитный портфель
с $385 тыс. до $194 млн. Всерьез взялся за этот
бизнес прежде далекий от какой бы то ни было
розницы Промсвязьбанк (выдал автокредитов
почти на $160 млн), агрессивно наращивали
портфели лидеры рынка потребкредитования «Ренессанс
Капитал» (около $150 млн), МДМ-банк и
Русфинансбанк.
Демпинг от производителя
ПРИХОД НОВЫХ игроков привел к обострению
конкуренции и, как следствие, к смягчению
условий выдачи кредитов. Так, за несколько
последних месяцев снизили проценты по
кредитам Бинбанк, Московский кредитный
банк, МДМ, «Уралсиб» и даже консервативный и
неповоротливый Сбербанк. Сейчас средние
ставки в валюте составляют 8–9%, в рублях —
12–15%. Снижение уровня ставок, по мнению
участников рынка, наблюдается во всех
клиентских сегментах. Одновременно с этим
банки увеличивают сроки кредитования,
повышают планку выдаваемых в кредит сумм,
снижают, а то и вовсе отменяют
первоначальный взнос и смягчают условия
выдачи займов.
В 2004–2005 годах заметной тенденцией стали
совместные программы банков и крупных
дилеров, по которым дилеры частично
компенсировали покупателям автомобилей
процентную ставку. «Клиентам
предоставлялись разные льготы, по
некоторым программам переплата за
автомобиль практически сводилась к нулю»,—
объясняет начальник управления розничного
кредитования Международного московского
банка Андрей Князев.
Но самые дальновидные банки вышли
напрямую на производителей: контракты с
ними позволяют покрывать фактически всю
дилерскую сеть или ее крупную часть.
Конечно, такое партнерство — счастливый
удел крупных игроков, в основном банков с
иностранным капиталом: зарубежные
автоконцерны знают их по работе на Западе, а
потому в России сторонам легче
договориться.
В частности, Raiffeisenbank работает по такому
соглашению с BMW и Ford Motor. «Ради роста объемов
продаж производители готовы
компенсировать часть стоимости кредитов,
создавая таким образом уникальные по цене
предложения на рынке»,— говорит
заместитель директора департамента
розничного бизнеса Росбанка Дмитрий
Вечканов. Ставки по таким кредитам заметно
отличаются от предлагаемых конкурентами (даже
с учетом дотаций от крупных дилеров) и
составляют 3–5% годовых. Начальник отдела автокредитования
Банка Москвы Анна Боговалова считает, что
зачастую производители агрессивно
настаивают на программе партнерского банка:
«Дилер в первую очередь должен предлагать
партнерскую банковскую программу».
Однако скоро на рынок автокредитования
придут по-настоящему крупные «хищники». Уже
сейчас о создании в России собственного
финансового подразделения объявили сразу
несколько производителей: BMW, DaimlerChrysler, Toyota (последняя
на прошлой неделе как раз получила
банковскую лицензию). Возможность
обзавестись собственным банком
рассматривают также General Motors и Renault-Nissan. Это
может породить на рынке автокредитования
настоящий демпинг. «Очевидно, что основной
задачей таких банков станет не столько
получение определенной прибыли, сколько
обеспечение необходимых продаж
автомобилей,— утверждает Дмитрий Вечканов.—
И ставки по автокредитам могут
опуститься до нулевой отметки».
Что же в таком случае останется
российским игрокам? Дальше увеличивать
срок кредитования (сейчас это шесть лет) не
имеет смысла: по статистике, большинство
автовладельцев меняют автомобили в среднем
раз в четыре года. Увеличивать сумму
кредита свыше $200 тыс. также вряд ли
потребуется: даже при помощи кредита
немногие могут позволить себе покупку
автомобиля за такие деньги. Единственный
выход — и дальше смягчать условия выдачи
кредитов, например, отказываясь от
требования к регистрации в регионе, где
приобретается транспортное средство, или
не настаивая на страховании каско.
Те банки, которым будет тяжело
договориться с официальными дилерами,
смогут найти утешение в сегменте
подержанных автомобилей — например, в
рамках спецпрограммы BlueFish компании «Рольф»
Альфа-банк собирается предложить кредиты и
на автомобили second hand. По подсчетам Business Vision,
рынок бывших в употреблении машин
иностранного производства к 2010 году может
составить более 900 тыс. штук на общую сумму
около $11 млрд. Кроме того, полагает Анна
Боговалова, до многих регионов
аффилированные с производителями банки
смогут добраться не ранее чем через два–три
года. А значит, у российских игроков еще
есть возможности для развития.