Страница: 1/2
Как создать эффективную систему взаимодействия государства и бизнеса? Государственно-частное партнерство (ГЧП) за последние 20 лет стало основой взаимодействия государства и бизнеса в промышленно развитых странах. Оно определено и как важнейшее направление деятельности Правительства Российской Федерации.
Существенным шагом вперед по
формированию взаимовыгодных
отношений государства и бизнеса,
привлечению инвестиций в
экономику России, прежде всего
в такие важнейшие отрасли, как
ЖКХ и транспортная
инфраструктура, стало
принятие 21 июля 2005 года
Федерального закона "О
концессионных соглашениях".
Разработка его шла достаточно
долго. Почти в течение 12 лет, с
1993 года, проект находился на
различных стадиях
рассмотрения в
законодательных органах,
Правительстве, многократно
изучался и переписывался в
комитетах и комиссиях
Государственной Думы. Работа
по данному направлению
активизировалась в октябре 2004
года, когда вопрос о
концессионном
законодательстве был
рассмотрен на заседании
Совета по
конкурентоспособности и
предпринимательству при
Правительстве Российской
Федерации. В целях скорейшей
доработки законопроекта был
создан Экспертный совет по
вопросам концессионного
законодательства при Комитете
Госдумы по экономической
политике, предпринимательству
и туризму, которым мне
доверили руководить.
Результатом нашей работы и
стало принятие в 2005 году
вышеупомянутого Федерального
закона.
Государственно-частное
партнерство занимает сегодня
ведущие позиции в таких
секторах экономики зарубежных
стран, как жилищно-коммунальное
хозяйство, электроэнергетика,
железнодорожный и другие виды
общественного транспорта; в
строительстве и эксплуатации
автодорог. По сути оно
представляет собой
альтернативу приватизации в
тех сегментах государственной
и муниципальной собственности,
где приватизация невозможна
по социально-политическим,
стратегическим и иным
причинам.
ГЧП используется более чем в
100 странах мира: в наиболее
развитых странах (США,
Великобритания, Германия,
Франция, Италия, другие
государства ЕС, Канада, Япония);
в Центральной и Латинской
Америке (Мексика, Аргентина,
Бразилия, Чили, Боливия, Коста-Рика,
Венесуэла, Колумбия); в Азии,
Австралии и Океании (Китай,
Республика Корея, Тайвань, Шри-Ланка,
Бангладеш, государства ОПЕК,
Новая Зеландия, Индонезия,
Малайзия, Сингапур); в
Восточной Европе (Польша,
Чехия, Словакия, Венгрия,
Румыния, Болгария); в СНГ (Украина,
Казахстан, Узбекистан, Молдова,
Армения); в Африке (Танзания,
Мадагаскар, Нигер, Камерун,
Замбия).
В современном понимании
партнерство государства и
частного сектора представляет
собой стратегический,
институциональный альянс
между государством и бизнесом
в целях реализации
общественно значимых проектов
в широком спектре
деятельности - от базовых
отраслей промышленности и
НИОКР до оказания
общественных услуг.
Экономическую суть
партнерства можно определить
как передачу государством (муниципальным
образованием) объекта
государственной (муниципальной)
собственности частной или
смешанной компании в целях
строительства, эксплуатации,
управления и т.п. на конкурсной
возмездной основе, на
определенный срок и за плату.
ГЧП предполагает разделение
прав и обязанностей, в первую
очередь в вопросах
собственности, между всеми
участниками проекта
партнерства: государством в
лице его различных субъектов,
частными компаниями,
общественными организациями (например
экологическими) и т.д.
ГЧП позволяет:
1. При
неизменном сохранении объекта
в государственной
собственности передать его в
эффективное управление
частному сектору в рамках
строгого контроля за его
деятельностью; права
собственности на средства
производства принадлежат
государству, а на производимую
продукцию, как правило, -
частной компании.
2. В случае
нарушения со стороны частной
компании положений
заключенного с государством
соответствующего договора
партнерства лишать ее права
хозяйствования на объекте
государственной
собственности и возвращать
объект в государственное
управление или передавать его
другому хозяйствующему
субъекту.
3. Переложить бремя
содержания объектов
государственной
собственности, в первую
очередь в сфере социально-производственной
инфраструктуры и естественных
монополий, на частный сектор.
4.
Добиваться рациональной
эксплуатации природных
ресурсов, объектов и услуг,
находящихся в общественной (государственной
и муниципальной)
собственности.
5. Обеспечивать
техническое и технологическое
развитие государственных и
муниципальных производств,
объектов и услуг.
6. Обеспечить
эффективное функционирование
объектов государственной
собственности, рациональное
управление и контроль, защиту
окружающей среды.
7. Получать
дополнительные доходы в
бюджеты за счет концессионных
платежей, участия в прибылях и
т.п.