В последние годы российское государство восстанавливает свои позиции в экономике, которые сдавало на протяжении 90-х годов. Отступление в то время было быстрым и беспорядочным — но столь же стремительной и сумбурной выглядит и «контратака».
О неэффективности
государственных предприятий
говорится много — причем далеко не
всегда убедительно. Статистика не
указывает на прямую связь между
присутствием государства в
экономике той или иной страны и
успешностью ее хозяйственного
развития — и само по себе
стремление властей установить
контроль над стратегическими
корпорациями не обязательно должно
встречаться с неприятием. Между тем
большие сомнения порождают форма и
результат этого процесса в его
нынешнем исполнении.
Государство может выступать
учредителем и собственником
эффективных компаний; пример тому —
Airbus, закат которого начался как раз
с его приватизации в 1998 году. Но
успешными эти компании делает не
государственное участие как
таковое, а необходимость выжить в
конкурентной борьбе, правила
которой едины как для частных, так и
для государственных корпораций.
Экономическая проблема
отечественной деприватизации
обусловлена поэтому не столько
формирующейся государственной
собственностью на крупнейшие
компании современной России,
сколько появлением нового класса
хозяйственных монстров — «всеядных»
и неразборчивых монополистов.
Ошибка российских властей состоит
не в экспроприации ЮКОСа (ее скорее
следует назвать преступлением). Она
состоит в передаче его активов «Роснефти».
Неверным было не само по себе
решение о выкупе государством «Сибнефти»,
а поглощение ее «Газпромом».
Возникающие в результате данных
слияний гигантские корпорации не
могут стать эффективными — этому
учит весь мировой опыт. С 1990 по 2002
год в мире оказались успешными (то
есть принесли экономический эффект)
лишь 42% сделок по слиянию и
поглощению компаний. В 65% случаев
через 2 года с момента слияния
рыночная цена новых фирм
оказывалась ниже совокупной оценки
компаний на день их объединения. Во
многих случаях новые собственники в
итоге решались расстаться со своим
приобретением на любых условиях (следует
напомнить, что та же Daimler, которая
радостно объявила недавно о продаже
Chrysler инвестиционному фонду Cerberus за
$7,4 млрд. (Ђ5,5 млрд.), весной 1998 года
купила ее за $41 млрд. (Ђ35,5 млрд.)
То, что делает сейчас российское
государство — это санкционирование
именно такого бессмысленного
слияния ранее конкурировавших друг
с другом компаний и, что еще хуже,
возведение их в ранг монополистов.
При этом негативные последствия
заметны уже сегодня. Как в
большинстве случаев слияния
западных компаний, приобретения
делаются чуть ли не на историческом
максимуме цены акций покупаемой
компании. В сентябре 2005 года «Газпром»
приобрел 72,663% акций «Сибнефти» за
$13,1 млрд., то есть по $3,86 за акцию. По
состоянию на 31 мая текущего года
акции «Газпром нефти» котировались
по $3,67, или на 3% дешевле цены покупки
— в то время как индекс РТС за этот
период вырос с 988 до 1780 пунктов, или
на 80%. Покупка «Сибнефти»
ознаменовала собой начало массовой
скупки «Газпромом» новых активов,
вызывающей разве что опасения. Итог
известен: за 2003—2006 годы добыча газа
выросла с 540,2 млрд. куб. м до 556 млрд.
куб. м (или на 2,9%), а инвестиции — с 210
млрд. рублей до 762 млрд. рублей, или в
3,6 раза! При этом в 2007 году на
развитие основной деятельности
выделено на треть меньше средств
(319,8 млрд. рублей), чем на «долгосрочные
финансовые вложения» (442,5 млрд.
рублей), закрываемые в основном
займами (421,2 млрд. рублей).
Комментарии излишни.
Сейчас активно обсуждаются
перспективы приобретения
государством «Норильского никеля»
и «Сургутнефтегаза». Эти покупки не
будут ни дешевыми, ни эффективными.
«Норильск» стоит сейчас почти $40
млрд. — вдвое больше, чем год назад.
При этом его капитализация
превышает выручку в 4,8 раза, что в 2,3
раза превосходит средний
показатель по отрасли. По
случайному совпадению «Сургут»
оценивается в $41 млрд., и отношение
капитализации к выручке тут также в
2,5 раза выше, чем в других российских
нефтяных компаниях. Не станут ли
такие поглощения тем «размещением
государственных средств на
фондовом рынке», о котором
заговорил президент В. Путин на
совещании с членами правительства 21
мая, и имеют ли они шансы окупиться?
Присутствие государства в
экономике — не проблема, а только
предпосылка таковой. Проблемой оно
становится тогда, когда
государственные нефтяные и газовые
корпорации скупают активы вне
своего профильного бизнеса, а
небольшие конкурентные компании
становятся их подразделениями,
действующими на нерыночных
принципах. Российскую власть
сегодня гипнотизируют
умопомрачительные цены
отечественных компаний — но было бы
гораздо лучше, если бы она упивалась
реальной динамикой их
производственных показателей.