Страница: 1/2
Если он использует в служебных целях личный транспорт.
По некоторым данным, уже сегодня количество работников надомного труда приближается в России к трем миллионам.
По сравнению с Западной Европой это
относительно немного. Но, как утверждают
специалисты, круг надомников с каждым
годом будет расти, а вместе с ним -
внимание к его организации, учету,
налогообложению. Тем более что в нынешнем
законодательстве о надомном труде явно
не все гладко, оно дает повод для
неоднозначных трактовок.
Не в последнюю
очередь это относится к компенсации,
положенной надомникам за использование
личного транспорта в служебных целях.
Обратите внимание:
если надомник периодически приезжает в
офис компании или ее подразделения на
личном автомобиле, то это отнюдь не
является использованием личного
автомобиля в служебных целях.
Исключением может являться случай, когда
к месту офиса добраться на общественном
транспорте нельзя и в трудовом договоре
прописано, что работодатель обязуется
доставлять своих сотрудников к месту
работы собственным транспортом.
В то же самое время,
если надомник привозит на личном
автомобиле в организацию готовую
продукцию, то это уже можно отнести к
служебным целям использования личного
автомобиля. (Если, конечно, в трудовом
договоре не написано, что доставка
готовой продукции работодателю является
обязанностью самого работника.)
Компенсация за
использование личного автомобиля в
служебных целях учитывается по статье 264
"Прочие расходы, связанные с
производством и (или) реализацией" НК
РФ.
Однако в целях
исчисления налога на прибыль может быть
учтена не вся сумма компенсации,
согласованная между сотрудником и
работодателем, а только та, которая
соответствует постановлению
правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 92 (см.
письма МНС России от 2 июня 2004 г. N 04-2-06/419 и
Минфина России от 19 февраля 2003 г. N 04-04-06/26).
Это не представляет
проблемы. Трудности начинаются тогда,
когда налогоплательщики начинают
исчислять с сумм компенсаций НДФЛ и
начислять на них ЕСН.
С одной стороны,
выплаты за пользование личным
автомобилем в служебных целях признаются
компенсационными, а потому не облагаются
ЕСН и НДФЛ на основании подпункта 2 пункта
1 статьи 238 НК РФ и пункта 3 статьи 217 НК РФ
соответственно. (Обратите внимание, что
ФАС Северо-Западного округа в
постановлении от 6 сентября 2005 г. N А21-8129/2004
признал в данной ситуации компенсацией
не только выплаты в денежной форме, но и
выплаты в натуральной форме -
предоставление работнику ГСМ.) При этом
никаких норм компенсаций для целей
исчисления ЕСН и НДФЛ в данном случае в
законодательстве прямо не установлено.
С другой стороны,
такая "вольность" никак не
устраивает финансовые и налоговые органы,
которые ведут отчаянную борьбу за то,
чтобы ограничителем таких норм для целей
исчисления ЕСН и НДФЛ являлись нормативы,
установленные в целях исчисления налога
на прибыль.
Однако бороться
налоговикам приходится не с
налогоплательщиками, а с судами. Дело в
том, что суды регулярно указывают, что
такие нормы нельзя применять при расчете
других налогов, кроме налога на прибыль,
если это прямо не оговаривает НК РФ. А это
означает, что компенсация за
использование личного автомобиля не
подпадает под действие ЕСН и НДФЛ в тех
пределах, которые были оговорены в
соглашении между работником и
работодателем (см., например,
постановление ФАС Северо-Западного
округа от 23 января 2006 г. N А26-6101/2005-210 и
постановление ФАС Уральского округа от 26
января 2004 г. N Ф09-5007/03-АК).
Несмотря на
положительную судебную практику,
налогоплательщикам все же стоит помнить,
что компенсации должны возмещать
работнику реальные затраты, вытекающие
из непосредственного исполнения своих
трудовых обязанностей. И это сказано не
где-нибудь, а в определении КС РФ от 5
марта 2004 г. N 76-О.
Стоит обязательно
отметить, что упомянутое уже
постановление правительства РФ от 8
февраля 2002 г. N 92 кое в чем
благоприятствует именно надомникам. Дело
в том, что сумма компенсации за
использование личного автомобиля
установлена в расчете на месяц и не
зависит от того, сколько именно дней в
этом месяце использовался личный
автомобиль в служебных целях. (См.
постановление ФАС Северо-Западного
округа от 18 апреля 2006 г. N А26-8363/2005-28).
Так что даже если
надомник пару раз в месяц использовал
свой автомобиль в интересах работодателя,
то сумму компенсации он может получить в
полном размере.