Страница: 1/2
Крупные компании предпочитают приобретать автомобили в собственность.
Автомобильный лизинг остается наиболее востребованным видом лизинговых услуг. "Многие предприниматели оценили преимущества такого пути развития по сравнению с кредитованием и охотно обращаются в лизинговые компании. Лизинг автопарка практикуют практически все крупные компании, занимающиеся пассажирскими перевозками и дорожно-строительными работами", -- говорит коммерческий директор компании "Прогресс-Нева Лизинг" Андрей Майданик.
О росте сегмента говорят и данные по
объемам лизинговых сделок.
"На лизинг автомобильного и
железнодорожного транспорта в 2006 году
пришлась половина лизинговых сделок лизинговых
компаний -- 24 процента и 26 процентов
соответственно", -- рассказывает ведущий
специалист отдела лизинга
автотранспорта ЗАО "НОМОС-лизинг --
Северо-Запад" Михаил Лысков.
Предприятие,
приобретающее автомобиль по лизинговой
схеме, сразу получает ряд преимуществ.
Основные из них -- ускоренная амортизация,
отсутствие необходимости изымать из
оборота значительные суммы на покупку
автотехники, а также снижение налогового
бремени (до завершения расчетов имущество
находится на балансе лизингодателя,
поэтому лизингополучатель не является
плательщиком налога на имущество и
транспортного налога). Также востребован
операционный лизинг, то есть
аутсорсинг -- особенно компаниями, которые
автомобиль используют в качестве
дополнительного средства мотивации
сотрудника. "Они не имеют
специализированного транспортного отдела,
но располагают обширной филиальной сетью.
Такие компании могут приобретать
автомобили в лизинг, чтобы поощрять
своих специалистов, а "непрофильную"
работу делегируют лизинговой компании",
-- говорит заместитель генерального
директора компании "Глобус-лизинг"
Михаил Рыбаков.
"Наиболее
распространенная схема сегодня -- это лизинг
с последующим выкупом автомобиля на срок
до 3 лет. В этом случае, как правило,
используется упрощенная схема оценки
финансового состояния клиента. Срок
рассмотрения заявок и принятия решения по
автолизингу составляет от 1 до 5 дней", --
поясняет господин Майданик. Высокий спрос,
а также низкий порог входа на рынок -- для
того чтобы сформировать парк из 10
автомобилей, достаточно около $100 тыс. --
привели к тому, что сфера автолизинга уже
близка к насыщению. Что, разумеется,
работает на благо лизингополучателя.
Еще пару лет назад лизинговые компании
предлагали эксклюзивные программы
обслуживания лишь клиентам, приобретающим
автомобили на сумму от $300-500 тыс., сейчас на
индивидуальные условия может
рассчитывать и тот клиент, которому
необходима одна или две машины
представительского класса. Рост
конкуренции приводит также к снижению лизинговых
ставок и страховых взносов. "Поскольку
банки снижают свои ставки, то и лизинговые
компании как производное от банковского
финансирования тоже снижают ставки", --
считает Дмитрий Горизонтов.
По оценкам
специалистов, емкость рынка автолизинга в
Петербурге превышает $150 млн.. "Портфели лизинговых
компаний растут в среднем на 40-50% в год. На
ближайшие два три года эта динамика
сохранится", -- прогнозирует Дмитрий
Горизонтов, генеральный директор
Петербургской лизинговой компании.
Оптимистичные прогнозы аналитиков вполне
обоснованны. Петербург обладает рядом
объективных факторов, способных вывести
регион в лидеры российского рынка
автолизинга. Один из них -- строительство
сразу нескольких заводов крупных мировых
автоконцернов, что в ближайшие годы
заметно увеличит число машин,
поставляемых для лизинга.
Впрочем,
существует и ряд факторов, как считают в
компаниях, которые способны снизить
привлекательность лизинга легковых
автомобилей. Первым является бурное
развитие автокредитования. В Петербурге
объем выданных кредитов на приобретение
автотранспорта уже исчисляется десятками
миллионов долларов, новые игроки в этом
сегменте появляются каждый месяц, а доля
машин, приобретаемых в петербургских
салонах в кредит, перевалила за 40%. Вроде бы
лизинг и кредитование рассчитаны на
разные слои потребителей: первая услуга
ориентирована на юридических лиц, вторая --
на физических. Но, во-первых, существуют
отдельные (пусть пока и не массовые)
банковские программы кредитования
корпоративных клиентов на покупку
легковых машин. Во-вторых, растет число
индивидуальных предпринимателей, которые
могут выступать как заемщиками банка, так
и лизингополучателями. Наконец,
предприятие, решившее обеспечить свой
персонал (как правило, топ-менеджмент)
легковыми автомобилями, тоже имеет
возможность выбора между двумя
инструментами. В обоих случаях клиент
начинает пользоваться автомобилем сразу,
сроки выплат взносов также примерно
совпадают (обычно не более двух-трех лет).
Разница заключается лишь в том, что для
приобретения машины в лизинг не
требуется залог, а также в том, что
формально заемщик банка становится
собственником машины сразу, а клиент лизинговой
компании -- только по завершении расчетов.
В этих условиях
основным фактором, влияющим на выбор
потребителя в пользу банка или лизинговой
компании, является стоимость услуг. А вот
она пока оказывается ниже у лизингодателей.
"Ценовая политика -- это главное, что
выгодно отличает автолизинг от
кредитования. Если автомобиль,
приобретенный в кредит, обойдется
потребителю минимум на 20% дороже начальной
стоимости, то при использовании лизинговой
схемы переплата составит 15-16 процентов",
-- говорят в компании "Петроконсалт".
Если брать представительские машины и
физических лиц, эффективность лизинга
в полтора раза выше, соглашается Дмитрий
Горизонтов.