Российские компании хотят участвовать в проектах, которые реализуются на основе частногосударственного партнерства (ЧГП), но опасаются значительных рисков, связанных с работой чиновников. Такой вывод содержится в национальном докладе, который будет сегодня представлен Ассоциацией менеджеров России (АМР).
Примечательно, что из 160 опрошенных
компаний 85% не принимало участия в
проектах ЧГП.
По мнению большинства респондентов,
главное преимущество ЧГП — это
привлечение бюджетных средств и доступ к
ранее закрытым сферам экономики (транспортной
инфраструктуре, ЖКХ и прочим).
Предприниматели также полагают, что
участие в ЧГП упростит взаимодействие с
госорганами, к примеру при получении
лицензий и разрешительной документации.
И наконец, бизнесмены надеются получить
под проект кредиты от российских и
зарубежных финансовых организаций за счет
государственных гарантий.
Несмотря на все преимущества,
предприниматели опасаются инвестировать
средства в проекты ЧГП. В первую очередь их
пугают риски, которые возникают при работе
с государственными органами. Кроме того,
они не доверяют государству как партнеру в
проектах ЧГП. И только в последнюю очередь
предпринимателей волнуют бизнес-риски. «Плохая
координация действий между ведомствами,
длительные согласования и отсутствие
реальной ответственности в госструктурах
воспринимаются как более серьезные риски,
чем неисполнение государством своих
обязательств по контракту»,—
комментирует один из авторов доклада,
первый заместитель исполнительного
директора АМР Александр Дынин. Поэтому,
говорит он, предприниматели считают
разумным создание координирующего
госоргана по проектам ЧГП. Однако не все
эксперты поддерживают это мнение. «Создавать
дополнительный госорган не имеет смысла —
появится еще одна бюрократическая
структура, представители которой будут
согласовывать свои действия с отраслевыми
ведомствами, что еще больше повлияет на
сроки реализации проектов»,—
комментирует председатель экспертного
совета «Деловой России» Антон
ДаниловДанильян. По его мнению, необходимо
изменять саму системууправления
проектами ЧГП.
«А именно: создавать управляющие советы,
куда входили бы и несли персональную
ответственность представители как власти,
так и бизнеса»,— говорит Данилов-Данильян.
Кроме того, предприниматели сетуют на
несовершенство законодательства в этой
сфере.
К примеру, закон не способствует
привлечению частных кредиторов для
финансирования проектов. Поэтому
необходимо развитие механизмов
обеспечения, полагают авторы доклада. Дело
в том, что в большинстве реализуемых
проектов ЧГП используется кредитная схема
финансирования. Однако закон запрещает
концессионерам передачу в залог объекта
концессионного соглашения. Таким образом,
активы в рамках концессии не могут быть
обременены никакими обязательствами, что
существенно увеличивает риски банков-кредиторов.
И как следствие возрастает стоимость
кредита. Решить эту проблему, комментирует
Дынин, возможно за счет уступки будущего
права кредитующей организации, например
уступки права на взимание платы за проезд
по автомагистрали. Однако такой механизм
пока недостаточно проработан в российском
законодательстве.
WWW.AMR.RU